Трек боли
Дарья Валеева
ДАША
Хочу опять ногти себе нарастить и покрасить волосы в белый цвет.

ПАПА
Какие ногти, Даша? За три тысячи рублей?

ДАША
Когда я заканчивала магистратуру, я не понимала, кто я.

ПАПА
Почему ты красишь волосы в белый цвет?

ДАША
Что я такое?

ПАПА
Для кого ты наряжаешься?

ДАША
Я не знаю.

РАССКАЗЧИК
Она не могла поверить, что годы настолько пафосной учебы приведут только к одному заказу на художественный перевод и работе преподавательницей по контракту.
ДАША
Я не задротка. Меня никогда не интересовала работа ради работы.

РАССКАЗЧИК
Она считала иероглифы красивыми, но не была готова положить жизнь на эти маленькие закорючки.

ДАША
Я их всё хуже различаю из-за зрения.

ГОЛОС РЕАЛЬНОСТИ
Я не различаю красоту семантик, когда моя голова в тумане эмоционального труда.

ДАША
Когда я до слёз ненавижу уроки, потому что они крадут время моего письма.

ГОЛОС РЕАЛЬНОСТИ
Когда у меня заплетается язык, я не могу шутить.

ДАША

Когда я периодически вырубаюсь на собственных уроках.


ГОЛОС РЕАЛЬНОСТИ

У меня нет денег, чтобы купить собственное время.


ДАША

Жить — очень дорого.


РАССКАЗЧИК

Художникам платят за то, чтобы они были в максимальном отрыве от реальности.


ДАША

Но художник должен жить, чтобы производить этот отрыв.


РАССКАЗЧИК

Жизнь — это очень дорого, и художник надеется на высшие силы, которые не дадут ему умереть, пока он производит отрыв от реальности.


ДАША

Я хочу делать, но мне страшно. Я останавливаю себя. Я на пепелище. У меня нет никаких связей. Я мертва.

МАМА
А может брось это всё?

ДАША
У меня нет связи с реальностью.

МАМА
Да бросай, чё ты.

ДАША
На работе меня поздравили с Днём рождения и пожелали исполнения моих идей «в реальности». Они пожелали мне оставаться на рабочем месте, пока «творческая деятельность» не начнёт приносить «финансовые результаты».

МАМА
Зачем ты геройствуешь?

ДАША
Тут так не делают.
ПАПА
Просто пошли их всех. Убери всё. Пусть головушка разгрузится.

МАМА
Посиди дома.

ПАПА
Они тебе не нужны, раз тебя не понимают.

МАМА
Просто ходи на работу и получай денежку.

ПАПА
Всё с тобой нормально.

МАМА
Ну, потерпи чуть-чуть.

ПАПА+МАМА
А кому щас легко? Ну вот ты уволишься, а куда ты пойдёшь? Ну, кому ты нужна? Кроме семьи? Мы о тебе заботимся. А не кто-то там.

РАССКАЗЧИК
Что мешает ей развить третью космическую скорость?
ПАПА
У тебя ни денег, ни мужа нет. Мы вот кровать тебе дарили за 50 тыщ. Где кровать? А дублёнку мы тебе в девятом классе дарили. Она где? Где, я спрашиваю?!

МАМА
А пьесу дашь почитать, когда получится?

ПАПА
Так, Дарья, я слушаю тебя внимательно! Рассказывай. Рассказывай давай!

МАМА
У нас нормально всё.

ДАША
Раньше бабушка говорила: вот вырастешь, приедешь к нам в деревню учительницей работать. Как тётя, которая живет в деревне с бабушкой. У тети нет детей, и бабушка хотела, чтобы я приехала жить в деревню ухаживать за тётей. В позапрошлом году тётя заболела раком.

ПАПА
Мы держимся тут.
ДАША
А в прошлом году у бабушки началась деменция. Она лежала в той же психушке, что и я.

МАМА
Всё нормально, всё потихоньку.

ДАША
Когда меня положили в психушку, папа горько плакал.

РАССКАЗЧИК
Писателям советуют писать утренние страницы.

ДАША
Я никогда не старела, не взрослела. Я с 13 лет одинаковая. Я жила в Саратове. Это был город — голубой с белой глазурью. Я очень любила свой город. А сейчас Саратов старый. Иногда друзья присылают опенколлы, пытаются познакомить с кем-то важным. Я не знаю, как сказать им, что я старая для опенколлов. Меня заебал кофе, который я не хочу варить, меня заебал хлеб, который я не хочу есть. Меня заебало время суток под названием утро, потому что каждый ёбаный день я вынуждена тащить свою задницу в библиотеку при любой погоде.
МАМА
Кира Муратова тоже была библиотекаршей.

ГОЛОС РЕАЛЬНОСТИ
И дочкой революционеров. Я не дочка революционеров, но я библиотекарка.

ДАША
Означает ли это, что я могу стать второй Кирой Муратовой? Наверно, нет. Если бы я писала письмо самой себе, оно бы начиналось так: «дорогая Дашенька. ты уже сделала слишком много».

ПАПА
Но очевидно, недостаточно.

РАССКАЗЧИК
Писателям советуют писать утренние страницы.

ДАША
Сегодня не было утренних страниц. Потому что вчера не было сил. Потому что позавчера мой парень ушёл в запой. Потому что все мысли утекают в точку «писать-не писать?».

РАССКАЗЧИК
Сообщения — тоже вместилище креативной энергии.
ГОЛОС РЕАЛЬНОСТИ
Сейчас я на работе. А потом буду вести урок китайского языка.

ДАША
Я уже написала слишком много текста. И половину поудаляла. Очевидно — единственный успех, к которому я пришла — быть настолько занятой, чтобы отдыхать от тяжелой личной жизни. Каждый раз, когда я берусь за новый проект, Слава забухивает. Это работает почти магически.

МАМА
Феноменально.

ПАПА
И зачем тебе всё это надо?

ДАША
Когда мы встретились, он казался мне чужим и таинственным. Он не был похож на меня. Его все знали, и он никогда не ходил на работу. Я писала пьесу накануне войны, показала ему черновик. Я не могла придумать финал и попросила его прочитать пьесу. Ну, он и пропал на неделю. Сейчас я знаю, что он пил. А тогда мне казалось, что он думает над пьесой, и из-за этого не может со мной общаться.
МАМА
Может, это тоже правда.

ДАША
Может. На самом деле, Слава уходит в запой, когда я начинаю жестить.

ГОЛОС РЕАЛЬНОСТИ
Когда нет эмоциональной подушки.

ДАША
Когда нет смазки нежности с моей стороны. Нет у меня нежности. У меня даже к самой себе нежности не возникает.

ПАПА
Сила женщины — в её сла-бос-ти!

ДАША
Знаю. Я бессильное бесполое чмо. У меня нет нежности к самой себе.

ГОЛОС РЕАЛЬНОСТИ
Откуда она возникнет, если невозможно ни за что взяться, ничего закрыть, невозможно иногда продвинуться даже на маленький шаг?
РАССКАЗЧИК
Присутствует нестерпимый зуд к движению из-за невыносимости текущего момента.

ДАША
Слава полгода не признавал, что он алкоголик, и считал, что у него нет проблем. Я не признаю, что я злая завистливая сука, которая не может просто жить.

РАССКАЗЧИК
Не может жить в гармонии с собой, пока не обложится деньгами и другими неоспоримыми достижениями.

ДАША
Меня ничего не остановит. Не то, что какой-то парень-алкоголик.

ГОЛОС РЕАЛЬНОСТИ
Но целый год он останавливает меня. От слишком быстрых достижений.

ДАША
Когда мы встретились, он считал, что у художника должна быть муза. И при этом кто-то должен обеспечивать художника, пока он творит. Когда мы встретились, он презирал мою работу в библиотеке, потому что считал, что работа 5/2 — это жлобство и побег от себя.
МАМА
Он что, совсем у тебя дурак?

РАССКАЗЧИК
Так же считали его друзья, люди искусства.

ДАША
По крайней мере, я так чувствовала и стеснялась при знакомстве говорить, что я работаю библиотекарем. Это как в компании гопников сказать, что ты отличник. Вместо этого я говорила всем, что я драматург. Я пока не драматург. Я больше, чем драматург. Я никогда им не была.

ПАПА
А чем это ещё измеряется, кроме денег?

ДАША
Родители считают, что когда я купила курс по драматургии, меня просто кто-то наебал в интернете, потому что я очень тупая. Когда мы встретились, Слава втайне от меня общался с бывшей девушкой, потому что она была кураторкой, работала с молодыми художниками.
РАССКАЗЧИК
Он был убежден, что во всём Санкт-Петербурге, он как художник нужен был только ей.

ДАША
Мне снова написала актриса.

МАМА
А у них на работе повар снял художественный фильм.

ДАША
А до этого Слава (с точки зрения родителей, он не в счёт, поскольку алкоголик) говорил, что его бесячая подруга реквизиторка (и тоже алкоголичка) в каком-то театре издала сама себе сборник и вот сейчас ставит свою пьесу в том же театре. Она заебала меня через Славу рассказами о том, кто и как кончает в её квартире, меня заебало её ёбаное нытьё о том, что она не такая как все. И что она не верит в психотерапию. Слава тоже, на удивление, не верит в психотерапию.

МАМА
Надо же, интересно, почему.
ДАША
Каждый раз, когда он забухивает, я вижу, что он умирает. Я вижу, как синеют и зеленеют участки его тела, как кожа натягивается в одних местах и обвисает в других. Однажды при мне он выплюнул что-то похожее на зуб. Я после этого сутки хотела блевать.

ГОЛОС РЕАЛЬНОСТИ
Уборка занимает месяц, потому что я не знаю, что можно выкинуть, а что нельзя.

ДАША
Когда я жила у родителей в Саратове, то сказала отцу: папа, я не буду торговать пиздой. Пожалуйста, перестань намекать мне, чтобы я нашла богатого сынка или деда.

ГОЛОС РЕАЛЬНОСТИ
В ванной воняет говном, которые смывают соседи сверху.

ДАША
Когда на кафедре китайского языка старый дед, который чувствует себя молодым, щупает меня за сиськи — не надо говорить, что это нормально. Это НЕ нормально.
ГОЛОС РЕАЛЬНОСТИ
Лэндлорд говорит: покури в туалете и всё пройдёт.

ДАША
Не говори мне, что дед и сынок, которые сидят в приёмной комиссии и говорят, что я не похожа на режиссёра, —— это нормально. Это не нормально.

ГОЛОС РЕАЛЬНОСТИ
Лэндлорд говорит: покури в туалете и всё пройдёт.

ПАПА
А потом включи холодную воду.

ДАША
Я живу в чужой квартире. Это можно назвать впиской. Я не знаю, что можно выкидывать, а что нельзя.

ПАПА
Ничего нельзя.

МАМА
Всё можно.
ДАША
По высказыванию какого-то теоретика существует разрыв между реальной жизнью и фантазией, которым занимается художник. Там было что-то типа: «чем шире разрыв между художественным и реальным миром, тем больше художника одобряет общество». Вообще, я не думаю, что воспроизвожу какой-либо разрыв. Возможно, я не стану успешным художником.

ПАПА
Станешь.

ДАША
Скорее, я не хочу воспроизводить трек боли. Я воспроизвожу трек боли, чтобы он мне надоел, чтобы освободиться.

РАССКАЗЧИК
Трек боли воспроизводится дальше и в него включаются новые семплы.

ДАША
Меня заебала эта песня.

РАССКАЗЧИК
Трек боли затихает.

ПАПА
Всё можно.

МАМА
Ничего нельзя.
  • авторка
    Дарья Валеева
    драматургиня, сценаристка и режиссерка
    о тексте
    Пьеса «Трек боли» задумывалась как сценарий для одной образовательной платформы, но из-за содержания и стиля она не была принята в работу. Меня долго поддерживало осознание, что после написания этой пьесы я смогу заниматься аналогичной работой за деньги, но постепенно я пришла к выводу, что прямо сейчас рынка для моих пьес в том виде, в котором они существуют, в России нет. Тогда я продолжила работать над этим текстом и другими, чтобы создать себе опору в профессиональной идентичности сценаристки вне зависимости от того, приносит ли мне это занятие средства к существованию. У меня есть обычная работа, и однажды я смогу уволиться, когда наконец стану творческой предпринимательницей. Этот путь кажется мне очень привлекательным, и я стараюсь создать как можно больше разных работ. Процесс креативного письма поддерживает меня в бытовой жизни и позволяет на время перестать смотреть на жизнь по-бытовому.
вы на развилке. в какую сторону пойдём?
Made on
Tilda