Любовь вообще — огромная сила и такая же слабость, и в этой дихотомии — целый пласт жизни, который ты можешь принять и от которого можешь отказаться. Но хорошо бы, чтобы выбор женщины — как ей распорядиться своим телом и своей жизнью — был сделан в заботе, любви и поддержке, чтобы это был её выбор, а не государства, не мировой экономики, не мужчины, не родителей или родственников, не общества, которое одинаково осуждает и тех, кто рожает, и тех, кто этого не делает — как будто хоть один человек способен пройти с женщиной этот путь.
С момента, когда ты впервые увидишь кровь на трусах, смерть ходит с тобой рука об руку. Каждый половой акт может привести к чьей-то смерти. Твоей или другого, ещё не существующего человека. Абортивные контрацептивы — это тоже в какой-то степени смерть, которую ты носишь с собой.
Может быть, поэтому женщины гораздо реже ищут войны? Мужчина не носит с собой смерть. Он может только призвать её в виде драки, крови, оружия, насилия, политического переворота.
В реанимации у соседки кровотечение. Два часа подряд медсёстры бегают за пакетами с донорской кровью, третья группа, резус положительный, и вытаскивают её с того света. В педиатрии этажом выше спит её младенец.
Когда речь идет о человеческих потерях, термины всегда обезболивают, как и статистика. В «Чуме» Альбер Камю пишет: «сто миллионов трупов, рассеянных по всей истории человечества, в сущности, дымка».
Если обстоятельства сложились так, что приходится идти на аборт, женщина использует термин «плод».
При потере ребёнка, на первом месяце или на шестом — не важно, она оплакивает потерю человека.
В обоих случаях каждая из нас знает: внутри была жизнь, потом смерть, а потом — ничего.