Создавать свои архивы: Андрей Лопатин о смуте
До 23 сентября в sad girls times идёт приём работ на опен-колл «Смута». Одно из направлений, в котором мы предлагаем поучаствовать — визуальное. На него можно отправить свой фотопроект, серию иллюстраций, комикс и другие изобразительные рефлексии. Отбирать работы на этом направлении будет арт-директор Андрей Лопатин. Узнали, в чём для него выражается смута, и попросили его поделиться именами авторок и авторов, работающих с этой темой.
Арт-директор, исследователь визуальных медиумов и коммуникаций, наставник на курсе графического дизайна в Bang Bang Education, ex-арт-директор универмага «Цветной».
Андрей Лопатин
— В книге «Оставаясь со смутой», Донна Харауэй пишет, что мы живём во время климатических катастроф, войн, пандемий. Всё это формирует смутное настоящее. Согласен ли ты с этим? Как бы ты мог описать нынешнее время?
— Всегда напоминаю себе, что важно балансировать между частным и общим, поэтому думаю, что не все общее есть смутное, как и не все частное есть четкое / определенное / различимое и наоборот. Из такой оптики я бы уточнил Харауэй следующим образом: настоящее — это скорее пространство диалога между личными и общими «смутами» и «не-смутами».

Этот диалог также удачно характеризует и то, как я понимаю настоящее визуального измерения. Полифония эстетик, индивидуальных и институциональных стратегий их преодоления, преобразования и критики, опосредуемые одновременным присутствием диджитальных и материальных медиумов, создают в моей системе координат замечательное и плодотворное состояние визуального поля. Внутри него бывает и страшно, и приятно, и терять, и находить, и сочетать островки определенности. Ими могут быть, например, core-ы, захватывающие тренды социальных сетей, аналоговые или AI-инструменты, массовые и локальные контексты, а также, что самое главное, то, о чем я и не подозреваю.
— В чем смута выражается для тебя?
— Самые ценные симптомы смуты в визуальном измерении для меня отпечатываются в материальных и диджитальных архивах: фотопленки, фотоальбомы, папки с референсами, мудборды, неупорядоченные и случайные изображения на рабочем столе, скриншоты, скринкасты, рисунки, «удачные» и «неудачные» результаты AI-экспериментов, экспериментов с краской, печатью, склейкой, нарезкой. Отношения, которые выстраиваются между наблюдениями и абстракциями, фиксируемыми в них, кажется, наилучшим образом способны отразить мое участие в пространстве диалога между личными и общими «смутами» и «не-смутами».
— Какие авторы и авторки, на твой взгляд, поднимают тему смуты? Какие их работы ты мог бы посоветовать изучить нашим читателям и читательницам?
Сара Бастай в серии проектов RAM использует личный фотоархив как материал, на основе которого искусственный интеллект пересобирает её воспоминания в виде текстов. С опорой на полученные тексты Бастай создает новые изображения, образуя вымышленный визуальный нарратив о своей жизни.
Сара Бастай. RAM_1.0
Саша Якутина использует доступные в интернете архивы изображений при создании эпических коллажных сцен, которые всегда балансируют между гипертрофированными ощущениями реальности и искусственности.
Саша Якутина
Николас Ламас создает скульптурные коллажи из повседневных объектов, техники, растений и останков живых существ с помощью которых проблематизирует представления о материальности и отношениях между материями, создавая таким образом мир, находящийся за пределами человеческого восприятия.
Николас Ламас
Невен Алгейер на страницах своих фотокниг объединяет антиутопический взгляд на материальный мир с портретами субкультурных героев. Это соседство размывает грань между реальностью и вымыслом настолько, что начинаешь думать «world so crazy can’t be real». Именно так названа одна из выставок фотографа.
Невен Алгейер. world so crazy can’t be real
Вивьен Хоффманн — художница и графическая дизайнерка. Её типографические работы обладают интенсивной художественностью и вне контекста графических систем, которые искусно собирает её бюро. Хоффман в своих шрифтах и леттерингах объединяет аналоговость и диджитальность, наследует швейцарскому стилю, но помещает его характерные элементы в неожиданное соседство с ультрасовременными экспрессивными визуальными приемами, пренебрегая читаемостью. Создаваемая ей типографика таким образом коммуницирует со зрителем в первую очередь невербально. В этом плане работа с буквами и текстом напоминает скульптурные объекты Хофманн, которые она создает из металла, керамики, дерева.
Вивьен Хоффманн. Ceramic bowl made of three detachable pieces, rusted iron glaze, 42 x 36 cm.
Вивьен Хоффманн. Kemmler Kemmler. Custom Lettering
Другие авторы и авторки изображений и объектов, предполагающих визуальное восприятие, в которых я наблюдаю осмысление смутного настоящего:

Пабло Роча
Ольга Фёдорова
Саша Чайка
viovokum
Тришкин Глеб
Эрвин Вурм
Virgen Maria
filip custic
Филип-Лорка Ди Корсия
— Как оставаться со смутой?
Создавая свои архивы. Они помогают не потерять почву под ногами и могут стать источниками вдохновения для искусства.
Мы благодарны Андрею за участие в проекте и надеемся, что его размышления вдохновят вас так же, как и нас! Напоминаем, что приём работ на опен-колл открыт до 23 сентября.

с любовью и грустью,
sad girls times
Made on
Tilda